вторник, 26 апреля 2016 г.

Как делиться своими знаниями и не обозлиться.

Интересную тему для обсуждения  подняли в интернете: как делиться своими наработками, знаниями в интернете, вести разные группы, сайты, блоги и т.п., но при этом не перегореть, не обозлиться на своих "слушателей" и продолжать заниматься своим проектом долгое время?

В рассказанном примере три разных мастера. "...И каждая из них в какой-то момент начала проект, где очень активно начала делиться знаниями. Совершенно бесплатно. Открыла тематическое сообщество, или группу вконтакте, и давай туда выкладывать полезное. Одна - видео-уроки, другая - пошаговые инструкции с картинками. И ссылки на внешние материалы, и статьи поясняющие. И подробности о своей технике, и описание технологии. В общем - человек в чем-то преуспел, накопил интересных знаний и умений, которые на дороге совсем не валяются, и испытал острое желание поделиться своим знанием с миром  и поучить других людей. "
Но в какой-то момент авторы резко закрыли свои проекты, обозначив свою позицию как "...такое чувство, что меня использовали..." Хотя все прекрасно понимали, что с самого начала проекты были бесплатные и ничего, кроме благодарности никто не ждал (?)
Автор статьи, Яна Франк, делится очень полезными советами, что надо делать, чтобы такого не произошло:
"...Когда беседу на эту тему услышал М. он сразу сказал:
- Ой, я готов поспорить, что они совершили пять главных ошибок в отношении "раздачи бесплатных плюшек"!
Мне сразу стало очень интересно, что это за главные ошибки, и я получила ответ.

- Первое: надо с первого момента в полной мере осознать, что я тут берусь бесплатно раздавать свое драгоценное знание, тратя на это свое драгоценное время и силы. И решить, что я хочу за это получить. И в идеале надо стремиться получить денег. Когда новичок придумывает, сколько запросить за работу, ему предлагают сначала назвать желанную сумму, со всеми его обоснованиями, а потом умножить ее на три.

Если я хочу отдать что-то из этого без денег (по разным причинам), то обязательно должно быть озвучено другое, что хочу получить: слава, признание, поддержка, внимание СМИ и.т.д. После этого все сказанное тоже надо умножить на три. а т.к. "хочу признания" нельзя умножить на три, надо решиться отдавать за деньги, славу и внимание только треть того, что у меня есть, а за остальное таки попросить денег. Если деньги решено не брать в любом случае - разделить на три запланированные вложения.

- Второе: Независимо от того, участвуют ли в этом деньги, у автора такого проекта должен быть план на предмет того, какую конкретно пользу он извлечет из того, что он это делает. Т.е он должен этим проектом преследовать хоть какую-то корыстную цель для себя. И у всего этого должен быть дедлайн!

Например, объяснение, что "я все равно делаю эту работу - так я ее по ходу отфотографирую и опишу - и будет мне еще публикация" - это плохое объяснение. "Мне будет еще публикация" - это ничтожное преимущество. При этом снимать и описывать всю работу, вместо того, чтобы просто ее спокойно делать - это прибавление кучи проблем к ситуации, которая ранее была комфортной и простой.
К тому же не надо упускать фактор "делиться драгоценными знаниями невесть с кем" - это е просто так, это очень драгоценный подарок, и надо хорошо подумать, что вам за это будет. Набежавшие готовые принять ваш подарок и убежать - это мало. Надо при этом проворачивать некий план.

Например: "Я все это попишу и поснимаю, потом из всех этих материалов сделаю книгу". Причем с дедлайном: "Через год"!
Или "Я прославлюсь как хороший педагог с кучей знаний, и потом открою школу или платные курсы, и у меня уже будет публика, которая меня порекламирует". (Тоже - через столько-то времени.)
Или "Собравшейся аудитории я вскоре начну с выгодой для себя продавать материалы, нужные для занятий этим делом".
Или: "Через полгода после начала проекта я часть материалов сделаю доступными только за деньги".
Какая-то вот такая, прямая и заметная выгода должна мелькать на горизонте. Для того, кто так вкладывается. Причем на хорошо отмеченном горизонте.

- Третье: Нужно заранее четко ограничить вложения и потом не превышать. Т.е. решил час в неделю - все, пусть останется час в неделю. Чтобы не превратилось вдруг в 8 часов в день.

- Четвертое: Надо обязательно продолжать работать над собственным ростом. Вот у нас есть работа, которую надо делать каждый день, а есть работа над собой - работа над своим развитием. Часто, когда начинаешь в свободное время учить других, остается время только на работу. А еще при этом самому куда-то расти - некогда. В результате получается вот это: "тут растут все, коме меня, и скоро они все меня перерастут, потому что они (с моей же помощью) стремительно движутся вверх, а я (из-за них) топчусь на месте".

- Пятое - Хотя это - самый простой и привлекательный вариант, никогда нельзя выкладывать то, что как раз сам делаешь. Т.е. вот поработал сегодня над своим актуальным заказом, или творческим планом, при этом все заснял. Потом после работы оформил пост о процессе и выложил. Нельзя. Хотя понятно, что очень хочется - ведь человек все во время работы так сделал, что у него сразу получился материал для публикации. На самом деле эта работа только что свершилась, она сырая, человек ее сам еще не пережил. Еще не известно, какая работу ждет судьба. Как она продастся или не продастся, как пойдет, какие истории притянет. Какие чувства вызовет, с какими событиями и переживаниями в жизни свяжется. Вот когда оно проехало хотя бы на полгода - тогда можно людям показывать. И опыт показал, что при таком раскладе минимум треть материалов отвалится, потому что через какой-то срок непременно созреет внутри нежелание от этого показывать процесс ли делиться именно этим секретом. А если так не делать, то про эту самую треть со временем отрастет ощущение: "не надо было показывать". Особенно это касается выдавания процесса, секретов и полезных знаний. Сам процесс работы и обучения для человека очень личный и интимный. И он не способен сразу решить, что именно из пережитого пригодно для вываливания в массы.

Я спросила, где дают такие пять правил о бесплатных плюшках. Больно легко оно от зубов отскакивает. Явно видно, что тема не новая и хорошо проработанная. М. сказал, что в финансовой академии. :-)

Т.е.
1 - Надо запросить за свой труд цену, а потом как-то умножить ее на три. (тут можно поспорить, ценообразование сложный вопрос)
2 - Надо иметь (помимо всех остальных планов) минимум один стратегический план на тему "что именно этот проект - хорошо оформленные объяснения - принесет лично мне?" (Как можно более конкретного и материального.)
3 - Поставить лимиты и не превышать.
4 - Пока учишь чему-то других, сам должен их в чем-то новом обгонять. Т.е. работать над своим развитием тоже.
5 - Не показывать свежее - отдавать людям только то. что уже переболел и пережил."

Оригинал статьи - в блоге Я. Франк.
А вы что думаете по этому поводу?

10 комментариев:

  1. В комментариях в блоге Яны прочитала несколько текстов об отсутствии бескорыстия в людях и т.п. Звучит как обвинение, правда? Причем, я уверена, о бескорыстии будут говорить пользователи подобных "бесплатных плюшек", а не те, кто эти плюшки делает. Согласна, не всегда будут важны только деньги, благодарность, уважение, дружбу и пр. никто не отменял. Но всегда важен именно обмен между создателем и потребителем, а не игра в одни ворота. Если тебе мало только благодарности от слушателей - скажи это, обозначь (хотя бы для себя самого), что хочешь получить взамен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена,спасибо за статью,было интересно!Мне кажется,почему это произошло-потомучто многие люди не знают себя полностью,т.е.знают какуюто малую и хорошую из своих частей,например,что она хорошая хозяйка,мастер,рукодельница,художница,..а свое Эго не знают,не знают чего оно конкретно хочет,а оно прекрасно уживается с достоинствами и даже использует их!Потому они и сами толком не поняли,казалось бы получили все,что хотели,а чувстуют себя обворованными.И дай им вовремя те 5советов,думаю это не сработало бы.

      Удалить
  2. Последняя фраза очень хороша! Часто так бывает, что хочется отблагодарить автора учебного материала чем-нибудь, но не можешь понять, чтобы ему действительно было нужно и приятно получить.
    Кроме искренней благодарности. ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Лена. Не смотря на всю кажущуюся "трагичность" ситуации, мне было весело всё это читать."Зри в корень" - в основе всех этих долгосрочных, трудо-затратных и к тому же бесплатных проектов, лежит наше пресловутое, никогда не удовлетворенное ЭГО! "Как я здорово это делаю, а никто не видит, а мне нужны похвалы, большая аудитория и чтобы все, все оценили какой я большой мастер и совершенно бескорыстна!" И понеслось, нет времени остановиться и подумать: Какой тяжелый хомут я на себя взваливаю и не натрет ли он мне шею, когда я накормлю свое эго похвалами и восторгами?! Натрёт и очень быстро! Эго наелось похвал и хочет чего-то большего, а у вас на шее хомут, из которого выпрыгнуть не так просто, как в него влезть. тут и появляется злость, и скорее всего не на привлеченную аудиторию, а на самою себя - дура, зачем мне это было надо?! А уж если кто-то из "учеников" начинает делать твой проект лучше тебя, в этот момент вступает в игру ревность: получили задаром и обогнали меня!)))) Я могу говорить только про американок, я с ними ближе знакома, они показывают кое-что бесплатно, в виде закуски для разжигания аппетита: съешьте этот кусочек, а за основное блюдо заплатите по полной! Надо смотреть немного вперед, чего многие не делают, вот и результат: закрытый, незаконченный проект и масса обиженных последователей, которые, конечно же, пошлют в вашу сторону тонны негативной энергии! А оно вам надо???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Татьяна, согласна - надо смотреть чуть дальше сегодняшнего дня и здраво оценивать и свою мотивацию, и свои силы.

      Удалить
    2. ..знаешь,поначалу у меня была примерная позиция:если я что нахожу в инете бесплатно или просто вдохновляюсь чьейто работой и делаю свою,то просто обязана отдать чтото бесплатно тоже...накормить эго...ну приятно конечно,когда видишь,что у других получается по твоему МК и когда дают ссылку на мой блог-тоже ОК!,но...вот встречаю уже несколько раз в каментах,когда ктото спрашивает о МК,а автор вещи говорит,что нашла в инете(это в лучшем случае!)или придумала сама...и самое интересное,что я не против того,чтобы вещи по моим МК продавались!И вот думаешь,то ли действительно как пишет Александра Беликова,цепочка порвалась,то ли как в той поговорке-даешь ложку,а тебе руку по локоть откусывают,т.е.наглеют:)Поэтому у меня уже давно напросились выводы(примерные,как в статье)- нет смысла давать чтолибо полностью бесплатно,а эго утешать можно просто показывая/хвастаясь своими работами...

      Удалить
  4. Елена, спасибо! Очень важные и точные слова, для меня уж точно. Занимаясь сайтом, рассмотривая ситуацию с двух сторон. Во-первых, каждый, кто выкладывает что-то бесплатно в интернет, должен понимать, что это уже не его, и отследить, куда пойдет информация - невозможно. Глупо переживать и страдать из-за этого. Либо выкладывать и забывать, либо не выкладывать совсем. Что касается сайта, то совсем недавно я интуитивно пришла к тому, что надо поставить какую-то вполне конкретную, желательно монетизированную цель и конечный срок достижения этой цели, тот самый дедлайн. И хотя у меня с сайтом ситуация иная - я выкладываю не столько то, что сама знаю, сколько то, что знают мастерицы (с их согласия), все равно делать что-то на голом энтузиазме глупо, а главное, никому не нужно. Имея финансы любой ресурс становится лучше, интереснее, появляется возможность платить авторам, появляется конкуренция, что в конечном итоге идет на пользу пользователям этого ресурса. Надеюсь быть понятой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра, я не полностью с вами согласна. Да, переживания по поводу "расходящихся" по интернету ваших авторских материалов - не конструктивны. Да, сидеть и отслеживать, кто что с вашего сайта без разрешения взял - неразумно, на это можно потратить всю оставшуюся жизнь. НО! Выложенные, даже в бесплатном доступе и без строгой таблички "Нельзя!" материалы не перестают быть вашей интеллектуальной собственностью. Вы же не присваиваете себе какую-то вещь только потому, что не видно хозяина рядом, правда? И теоретически, всё, что выложено в бесплатном доступе, можно использовать для своих личных целей, кроме извлечения коммерческой выгоды. Т.е. шить такую косметичку, как в бесплатном мастер-классе, для себя - пожалуйста, а вот на продажу - нет. Просто многие авторы подобных бесплатных мастер-классов не станут настаивать на соблюдении своих авторских прав, а в другой раз хорошо подумают, стоит ли делиться наработанным?

      Удалить
    2. Елена, согласна. Я, наверное, не очень правильно выразилась. Конечно МК и материалы, выложенные в открытый доступ с пометкой "Нельзя!" нельзя брать себе просто так, конечно, это интеллектуальная собственность. Я имела в виду, что если первый человек возьмет и даст ссылку на первоисточник, то не факт, что все остальные, кто возьмет у этого первого, укажут первоисточник. Через какое-то время ниточка, соединяющая продукт и первоисточник, порвется, и найти концы будет почти неовзможно. И уже трудно будет понять, кто это придумал, где, фотографии или МК будут всплывать в сети без автора. Надо быть готовым к тому, что это произойдет. И по второму пункту все не так однозначно. Знаю мастеров, которые разрешают продавать изделия, сшитые по их платным МК. Только надо их спросить об этом.

      Удалить
  5. Да, это тема для отдельного разговора (причем тема авторских прав на информацию в интернете актуальна не только для русскоговорящего сегмента, в США тоже копья ломают еще как!) Сама неоднократно находила фотографии своих мастер-классов с уже поставленными на них подписями "новых хозяев"!
    Дело и в том еще, что кто-то заранее будет готов с этим смириться, а для кого-то подобные вещи станут лишним доводом не выкладывать в интернете свои наработки.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.