Нашла в интернете и не могу не поделиться. Т.к. у самой наболело не раз возникали подобные мысли.
Вкратце, идея статьи сводится вот к чему (цитирую): "...В который уже раз сталкиваюсь с весьма странным отношением к людям, которые учат других (т.е. преподают в учебных заведениях или просто проводят мастер-классы, например). Почему-то считается, что если люди в параллель с этим преподаванием или классами сами не выдают каких-то шедевральных работ, то они несомненно неудачники, которые сами ничего стоящего сделать не могут, поэтому пытаются заработатьобманом, обучая других. И даже если раньше у человека были хорошие работы, то сейчас-то он их не делает, а значит... (см. выше). При этом, совершенно не берется в расчет то, что даже самим осуждающим для того, чтобы выдать что-то стоящее, нужно абстрагироваться от всего остального (в том числе, зачастую, и от общения с окружающими) и долго сосредоточенно заниматься именно этим делом..." (продолжение статьи здесь)
С одной стороны, да, если учитель не может показать, как он сам использует то, чему учит, то как ему верить? И да, учить чему-то и умение это делать - разные вещи (впрочем, учитель плавания может не уметь плавать?!). А с другой стороны, крайне сложно одновременно и преподавать, и творить самому. Встречала даже рекомендации психологов, мол, в таком случае, разделите дни для учеников и дни для своих художеств и не пускайте одно в другое. Либофилоньте относитесь к преподаванию не так серьезно, например, как к хобби, перенеся "центр тяжести" именно в творчество.
Но мне кажется, что такой подход не панацея. Потому что от него страдают в конечном счете и ученики, и сам художник.
И в чем же выход? Пока я для себя ответа не нашла...
Вкратце, идея статьи сводится вот к чему (цитирую): "...В который уже раз сталкиваюсь с весьма странным отношением к людям, которые учат других (т.е. преподают в учебных заведениях или просто проводят мастер-классы, например). Почему-то считается, что если люди в параллель с этим преподаванием или классами сами не выдают каких-то шедевральных работ, то они несомненно неудачники, которые сами ничего стоящего сделать не могут, поэтому пытаются заработать
С одной стороны, да, если учитель не может показать, как он сам использует то, чему учит, то как ему верить? И да, учить чему-то и умение это делать - разные вещи (впрочем, учитель плавания может не уметь плавать?!). А с другой стороны, крайне сложно одновременно и преподавать, и творить самому. Встречала даже рекомендации психологов, мол, в таком случае, разделите дни для учеников и дни для своих художеств и не пускайте одно в другое. Либо
Но мне кажется, что такой подход не панацея. Потому что от него страдают в конечном счете и ученики, и сам художник.
И в чем же выход? Пока я для себя ответа не нашла...
Я спокойно отношусь к преподавателям без параллельного создания шедевральных работ (очень ведь сложно совместить преподавание, семью, связанные с ней хлопоты с большим количеством свободного времени для творчества), но, естественно, педагог, прежде чем преподавать ведь тоже учился и где-то же должны быть эти работы, так хотя бы знаешь, что он знает о чем говорит.
ОтветитьУдалитьВот я наблюдаю сейчас пример: женщина сделала одну маленькую работу в определенной технике и давай её везде продвигать (удалось даже на выставках первое место с ней занять), далее она позаимствовала бесплатный мастер-класс у другого мастера (кстати сказать бесплатно) и сделала платным (и продается же), потом мастер-класс по одному предмету, который она делала первый раз и т.д. В общем, везде светится со своими работами, которых на пальцах пересчитать и даже платные мастер-классы дает, и люди приходят и платят, что самое удивительное. Я, конечно, не профессионал, мне бы учиться и учиться, и я даже не против заплатить за это, но (!!!) как к такому педагогу идти и чему она может меня научить, для меня - ничему абсолютно, первые разы я и сама могу делать.
На мой взгляд, должны быть работы и педагог должен серьезно относиться, знать уверенно предмет и тонкости связанные с ним.
Платные МК - тот же рынок, если есть спрос, будет предложение.А уж качество - дело десятое, как на любом рынке))))
Удалитьтема интересная. я преподаю в университете для дизайнеров-интерьерщиков и модельеров. и стараюсь учавствовать в выставках и студентов втягиваю в это дело. конечно трудно и тяжело, но оно того стоит. даже других преподпвателей свои примером заражую - тоже начали выставляться. хотя ныли что на творчество совсем нет времени. а сейчас хвастают - то холст уже ждет новую работу, то краски новые купили...
ОтветитьУдалитьЭто как круговорот воды в природе, научился сам -учи других, делись знаниями, а в какой форме -каждый сам выбирает. И выставляться преподавателю обязательно нужно, хотя бы на местном уровне.Это и движение вперёд, и известность, популярность, что для преподавания имеет большое значение.
ОтветитьУдалитьПонятно, что должен сам уметь, и делать что-то помимо образцов для уроков, и выставляться надо. Но будут ли при этом твои работы на должном художественном уровне (про технику не говорю, раз учишь, значит, можешь)? Ведь для творчества (не ремесла) нужны помимо всего прочего еще и время, и пространство, и внутреннее состояние.
ОтветитьУдалитьА с другой стороны, тут самое главное - желание. Когда оно есть, найдешь и время, и возможность.
И еще один плюс обучения у "действующего" художника. Он заражает своим энтузиазмом, своим желанием работать.
Наверно платные МК-это утешение за потраченное время.Хотя педагогом надо родиться!Но и педагогу нужны повышения квалификации,т.е.всё таки надо находить время для новых идей и работ!Иначе он станет просто неинтересен,как мастер,а превратится в ремесленника.
ОтветитьУдалитьТема больная. Впереди фестиваль Традиции. желаю, чтобы у педагогов и их учеников было хорошее настроение, чтобы все относились друг к другу с уважением и пониманием!
ОтветитьУдалитьЯ предлагаю отделить "мух от котлет".Конечно, это идеально когда мастер стал прекрасным преподавателем! Но это редкость.Задачи у мастера и преподавателя разные. У мастера позиция: Вот Я - это мое мастерство - делай как Я. И мы идем на МК перенять это мастерство, эту харизму, заряд творчества и идей этого МАСТЕРА. Но он не обязан никого научить.
ОтветитьУдалитьА преподаватель берет на себя обязательство обучения. Да он должен знать предмет," задавать планку", но главное,как я считаю, уметь так преподать, чтобы ученики захотели вырасти в мастеров, художников, творцов своего дела. Преподаватель может и не выставляться, но если выставляются его ученики или они сами стали преподавателями - может это и более значимо. И чем это не творчество?
А конкурсы и фестивали - Так это по зову души!
Лен, ты бы ссылки, что ли, давала в соцсетях (я лично читаю ММ и Однокл., но надо бы во всех) на свои посты! совсем случайно вот это прочла.
ОтветитьУдалитьХотя я с написанным ПОЛНОСТЬЮ согласна, не могу не отметить след. тенденцию. В (лоскутном) преподавании в последнее время происходит то же, что и в лоскутном судействе и в дизайне тканей: тебя берут преподавать (судить, дизайнить) не за то, что ты хороший педагог (соотв. др.), а только за то, что ты раскрученный квилтер. Ждут, что народ понесет денежки платить не за качество обучения, а за имя. Увы.