воскресенье, 19 ноября 2017 г.

"Русь мастеровая" - 2017


Всероссийский конкурс народных мастеров «Русь мастеровая» в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума прошел 16-17 ноября 2017 года.
Мне довелось принять в нем участие в номинации "Лоскутное шитье". Сегодня я хочу поделиться своими впечатлениями, может, кому-то в будущем это пригодится.


Местом проведения конкурсов была выбрана академия им. Штиглица - старинное здание, художественный ВУЗ; студенты с рулонами бумаги под мышкой и выпачканными краской пальцами; написанные от руки объявления на дверях аудиторий "Обнаженная натура! Не входить!" и римские барельефы и скульптуры по стенам для тренировки навыков рисунка. В общем, атмосфера с самого начала была очень творческой.
Накануне конкурсов, 15 ноября, нас всех собрали в конференцзале, познакомили с членами жюри и программой, сразу же назвали тему конкурса (в этом году это была "Классика") и провели в выставочный зал, где распределили рабочие места между участниками.

Как только прозвучала тема конкурса, первое, что мне пришло на ум - "Лебединое озеро". Ведь в трактовке темы организаторы нас не ограничивали, можно было придумать что угодно.

Хоть конкурс лоскутного шитья и был в пятницу, 17-го, нам пришлось  приехать перед открытием, 16-го, чтобы оформить стенды своими работами.

Я сразу решила, что раз у меня нет "русских" работ, то я и притворяться не буду, покажу, что есть: "Синеголовник" из "Синих Песней" и две новые работы из цикла "Живущие в Санкт-Петербурге".
По условиям конкурса ( а соревновались мастера текстильной куклы, плетения поясов, набойки, гончары, резчики и росписи по дереву и пр.) все мастера приносят с собой и необходимые инструменты, и все материалы. Т.е. и глина, и береста, и дерево, и, конечно, лоскутки были принесены нами. Наверное, это было основным препятствием для массового участия лоскутниц в этом конкурсе: привезти с собой швейную машину не так-то и просто. В конкурсе лоскутного шитья нас участвовало всего 6 человек и только двое из них были с машинками (я, как живущая в Петербурге, и Лариса Храбрых, которой машинку для конкурса нашла живущая опять же здесь дочка).
 Все остальные шили на руках (здесь и далее - фотографии М.Концевой с её разрешения).

Условия можно назвать спартанскими: ты работаешь у всех на виду, время работы ограничено (начали в 10, час на обед, в 17-00 работу надо сдать), если что-то забыла принести - сама виновата. Накануне  дома я металась между открытым чемоданом и полками с инструментами и тканями: а вдруг это понадобится? 
Да, тема была озвучена заранее и было время что-то придумать. Но все равно не покидало ощущение, что что-то забыла. Пытаешься смоделировать все ситуации, предусмотреть всё, что может понадобится и выясняется, что надо такую кучу вещей с собой брать! Машинка, лампа, мат, утюг, ткани, инструменты, нитки - в общем, мой чемодан "потянул" почти на 27 кг, хорошо, колеса выдержали. Ну, да, за комфорт надо платить, согласна.
Еще одним условием был народный или стилизованный под народный костюм. Если бы вы видели, какие красавицы ходили по залу!
Я вышла из ситуации просто: пошла и купила себе платье в русском стиле: и требование соблюдено, и его потом можно носить летом в городе.

Отдельно надо сказать о времени работы. Провести 6 - 7 часов за шитьем тяжело чисто физически, независимо от того, шьете вы на руках или за машинкой. На следующий день болела поясница и  ныли руки: стул не такой удобный,  по высоте, как дома, не подгонишь, поэтому сидишь, скособочившись. И, как результат, быстрее устаешь.
Меня еще дополнительно отвлекало музыкальное сопровождение, которое звучало все время, не переставая. Конечно, это был не шансон и звук не особо громкий, но мелодия Моцарта, прозвучавшая за день, наверное, раз 70, преследовала меня потом во сне. :)
Хочу обратиться ко всем мастерицам, которые решат участвовать в таких конкурсах в будущем: не делайте работ больше, чем 40х40 см. Как оказалось, это самый оптимальный размер, чтобы и свое мастерство показать, и уложиться в отведенное время, успеть все закончить. Жюри не смотрит, насколько велика ваша работа, главное, чтобы она была в тему и выполнена качественно.
Для меня вдохновением стало творчество гончаров: увидела стенд с городецкой глиняной игрушкой и просто влюбилась в эту красавицу:
Вы только посмотрите на эту "мордочку":
Мастер сказала, что это кукушка, но мне кажется, что я купила павлина или жар-птицу :)
Захотелось сделать работу с подобной глиняной свистулькой - что может быть более классическим, чем изделие народного промысла, вещь с вековой историей?
К тому же мне не хотелось шить банальную "шахматку" или "гусей", хотя, возможно, именно это привлекло бы внимание жюри. Но я решила работать в своей манере и не отказываться от текстильного коллажа.

Конечно, я переоценила свои силы и заканчивала в ужасной спешке: до окончания конкурса 20 минут, а я еще не начала окантовывать! В итоге вместо подшивания окантовки на руках я пристрочила её на машинке :(
Но в основном запланированное я выполнила: свистулька-лошадка выполнена коллажем, фон - комбинация из шахматки и "крейзи", декоративная строчка по фону, стежка прямыми линиями "шагающей"лапкой.
Шахматку собирала на клеевом флизелине (чтобы было побыстрее), крейзи шила по "бумаге" (по отрывному флизелину). 
Во время работы ко мне подходили отдельные мастера и зрители, интересовались, что и как я делаю. Мне не жалко - смотрите, никаких секретов нет!
Кстати, сначала собиралась выполнить верх фона из плетенки, рассчитывала, что сплести фон из полос будет быстрее. Надо было так и делать, но в последний момент засомневалась, что мало шитья в работе - и вот результат.
Победителем в нашей номинации стала Лариса Храбрых:
Она выполнила небольшое панно "Ерш-Ершович": рыбка в технике "крейзи". Ей вручили большую памятную медаль, выполненную одним из преподавателей академии (какой-то особый вид обработки стекла, красивая, тяжелая, в специальной коробочке) и подарочный альбом по народному искусству.
И спец.приз (альбом по русскому костюму, кажется) получила Ирина Можаева за свой карман-лакомник:
Всем вручили дипломы об участии и сфотографировали на память (хотелось бы эту фотографию потом получить, хотя бы в электронном виде)
Оглядываясь назад, хочу сказать, что для меня это был первый опыт участия в подобных мероприятиях. Сейчас я бы многое сделала иначе, гораздо меньше бы волновалась и, конечно, непременно сделала бы больше фотографий. А то уткнулась в свою машинку - и всё.
Кстати, организаторы не запрещали мастерам торговать, мы могли выложить на стол свои изделия и предлагать их посетителям. Но для этого, конечно, у вас должно быть достаточное количество мелочевки, типа косметичек, сумочек и пр.
Спрашивали и визитки, их тоже стоит с собой взять побольше.
В общем, если вы ни разу не участвовали в "Руси мастеровой", то, возможно, вам стоит однажды попробовать свои силы. В любом случае вы ничего не теряете.
PS: А из своей конкурсной лошадки я решила сделать большое панно. Распорю окантовку, может, обрежу до другого размера и она будет частью работы о народных промыслах: резьба по дереву, кружева, плетение из соломы и т.п. Во всяком случае, задумка такая есть.

21 комментарий:

  1. Лена! Поздравляю с участием! В любом случае, это был опыт и достаточно интересный, правда? Лошадка - прелесть! А как же "Лебединое озеро"? ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кажется, это будет отдельная серия. Там столько всего можно "накрутить"! И балерины, и музыка, и Большой театр, и сюжет, и история композитора, и сами лебеди, и пейзажи с лесными озерами - ой, мамочки!

      Удалить
  2. Ух, Лена! Какая же ты молодец! Не представляю, как такую работу можно сделать за это время! Свистулька получилась классная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да,я в целом довольна фигуркой. Теперь надо сделать для нее компанию.

      Удалить
  3. Лена, ты просто герой! Молодец! Вот я бы никогда не решилась на такое мероприятие. Помню, как-то давно в нашем разговоре ты мне сказала, что мастерство определяется кроме всего прочего ещё и тем, может ли человек творить на заданную тему. Одно дело - два года на подготовку к фестивалю, и совсем другое - вот так, сходу. Да ещё и на виду у всех, в такой обстановке - колонны, Моцарт.. Самое простое для меня было бы шить целый день без перерыва, сидела бы и строчила самозабвенно - я иногда по 10-12 часов шью, но вот всё остальное...
    Замечательно, что в ходе работы новые идеи рождаются, мысли о новых проектах - это всегда так здорово. Народные промыслы - интересно так, будем ждать твою новую серию работ, ну и балет, конечно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, если говорить о способности работать на заданную тему, то там все абсолютные профессионалы. И мероприятие интересное, жаль, что оно не было достаточно широко освещен в СМИ и зрителей было не так много.

      Удалить
  4. Лена, спасибо за рассказ. Очень интересно. А можно ли где-то посмотреть работы у других участниц?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всех участниц с их конкурсными работами фотографировал штатный фотограф, так что это, скорее, вопрос к организаторам, к Ю.Б.Ивановой.

      Удалить
  5. Елена, спасибо за рассказ, за впечатления!
    Очень хотела, чтобы в конкурсе поучаствовала моя дочь, в номинации ткачество, но её не отпустили с работы. А теперь вот и думаю, ведь психологически сложно было, на виду у всех. Это под силу уже состоявшимся мастерам, с опытом работы в полевых условиях.
    Ещё раз, спасибо! Всегда интересно читать впечатления. Работа очень стильная, узнаваема рука мастера! Поздравляю!

    ОтветитьУдалить
  6. Большое спасибо за рассказ! Елена Александровна- вы героиня! Столько смелости вот так в бой. А каково работать в такой атмосфере я представляю по фестивалям Леонардо. Свистулька замечательная. Сразу читается ваша техника. С интересом буду ждать ваши новые работы. Удачи вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я теперь знаю, что это такое, к чему надо быть готовой и чего можно ожидать. Так что будем считать, что я стала сильнее.

      Удалить
  7. Очень понравилось! Поздравляю! Желаю Вам новых творческих начинаний! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Лена, очень интересно, спасибо за рассказ.
    А Лариса Васильевна Храбрых худ. руководитель нашего Барнаульского клуба "Лоскутная пятница")
    Очень рады за неё и будем поздравлять)
    Очень понравилась ваша лошадка, очень!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Васильевна очень душевный человек и замечательный мастер, мне очень понравилась ее работа.

      Удалить
  9. Лена, ты несказанный молодец! И Лариса тоже, и все участницы! Мне даже читать твой отчет было страшно, не то что самой в таком мероприятии участвовать. А идея с Лебединым озером благодатная, это да!

    ОтветитьУдалить
  10. Лена, спасибо за интересный и познавательный рассказ! Ты смелая и очень талантливая, удачи тебе во всех делах!

    ОтветитьУдалить
  11. Лена, спасибо за хороший рассказ-напоминание о конкурсе. Всё еще раз пережила. И как накануне думала: вот бы не ходить, и какой шок испытала в конце. Очень рада личному общению с участницами. Всем желаю удачи.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.