среда, 12 февраля 2014 г.

Лоскутное шитье - зачем им заниматься?

Согласна, для блога с тематикой "арт-текстиль" заголовок поста звучит несколько странно.
Дело в том, что на днях я прочитала в интернете заметку одной девушки, которая, по ее словам, активно интересуется лоскутным шитьем уже больше 10 лет (солидный срок, согласитесь). И вкратце суть сводится вот к чему (далее цитирую): "...Я понимаю, что лоскутное шитье - это прикладное такое искусство и его не надо сравнивать с картинами, которые висят в музеях. У лоскутного шитья другие задачи. Во-первых, функциональность. Оно должно лежать на диване или детской кровати и радовать приятными цветовыми сочетаниями, как часть интерьера. И быть предметом, в который можно завернуться, легко постирать, свернуть и положить на полку. Во-вторых, декоративность. Иногда лоскутное одеяло можно повесить на стену, если узор и дизайн вписывается в интерьер. ..Поэтому по пункту "функциональность", квилты с блестками, висящими веревочками, бубенчиками и соломкой вызывают мурашки по телу.
По пункту "декоративность" у меня больше претензий. Начну с того, что современные ткани для квилтинга делают художники по тканям, многие из которых  иллюстраторы, живописцы. Сами по себе ткани уже произведения искусства. Резать такие ткани и придумывать свои дизайны, которые бы не стыдно было показать на выставках - очень сложно. Что и было замечено на техасской выставке. Поэтому первое, что бросается в глаза и куда идут километры и километры красивейших дизайнерских хлопков - на портреты котиков, на абстракции и пейзажи c коровами ... Так вот, я определила критерий для себя, почему не надо делать такие квилты - с замахом на абстракный дизайн или пейзаж с коровами. Если представить то, что изображено на квилте в виде картины на бумаге или полотне, как оно будет смотреться? В 99% случаев это будет ниже посредственного уровня живопись или корявая графика, не стоящая, чтобы ее вешали на стену в галерее. И вообще, зачем идти таким длинным путем изображения пейзажа вырезанием, раскладыванием, сшиванием миллиона кусочков ткани? Возьми краски и нарисуй! Если на бумаге результат не очень, то почему из ткани он стоит внимания? Количество труда не делает результат лучше и ценнее.Так что у меня есть только два выхода из ситуации для таких art квилтов - или на диван, или спрятать, чтобы никто не видел..."
Т.е. получается, в технике лоскутного шитья можно делать только функциональные вещи типа одеял, сумок или прихваток. А вот всякие панно - зачем?, если нарисовать подобное можно лучше, раз, и не портить красивую ткань, два.
Честно говоря,  я задумалась. Как сформулировать четко и однозначно, почему мне нравится делать именно декоративные лоскутные панно и скучно заниматься одеялами? Зачем я это делаю, если не все работы могу продать и не в каждый интерьер они впишутся? Зачем я шью, например, тот же Подсолнух, если художник может нарисовать его так, что у зрителя дух захватит?

Ну, во-первых, художник нарисует свой подсолнух, не мой, даже если скопирует его контуры с фотографии или схемы. Когда я делаю панно, я неизбежно вкладываю в него свои эмоции, идеи, мысли, а не просто получаю удовольствие от процесса создания (хотя и это тоже).
Во-вторых, вы когда-нибудь видели, чтобы зритель хотел потрогать картину? А на лоскутных выставках это сплошь и рядом. Т.е. лоскутные панно не тождественны живописной картине, даже если это переведенная в текстиль фотография "один-в-один". Они теплее, человечнее, в них больше следов от рук мастера.
В-третьих, ответ на вопрос "зачем люди "лезут в искусство" вместо того, чтобы шить функциональные вещи?" лежит там же, где и ответ на вопрос "почему, скажем, стекольщики, вместо создания стаканов и зеркал занимаются скульптурами из стекла или витражами?" Человеку свойственно учиться и развиваться, выходить за рамки своих возможностей. С одеял, традиционной геометрии  начинают все, и это правильно. Но потом кому-то хочется большего, чего-то другого. И каждый, по мере своих сил и возможностей, раздвигает свои границы. 
И сравнивать лоскутную абстракцию с абстракцией живописной, по-моему, не совсем правильно. У текстиля свои качества и ограничения, как бы ни старался мастер.
Короче говоря, у меня после прочтения той статьи остался какой-то осадок, словно меня укорили, мол, дурью маешься, все равно не получится так, как у живописца, поэтому сиди с одеялами и не чирикай.
Да я, собственно, и не собиралась соревноваться с живописцами или фотографами. Я делаю свое, глубоко личное и теми средствами и материалами, которые мне нравятся, которые мне близки. И конечно, я не перестану шить панно только потому, что кто-то считает это пустым переводом красивых тканей.
Но мне очень хочется услышать и ваше мнение на этот счет: стоит ли делать лоскутные панно, если заранее не знаешь, купят ли их?
PS: статья, о которой я веду речь, находится здесь.

10 комментариев:

  1. Очень интересная тема ,мне тоже нравятся арт- квилты,намного больше чем обычное прикладное в виде одеял и всяких других вещей ,но не могу сказать ,что они мне не нравятся, очень люблю их и шью .Но панно это другое .Я рисовать не умею ,так сложилось ,что я хоть и тянулась к живописи ,но рисованием не занималась.И тут внутренняя тяга к прекрасному сложилась воедино ,чувство цвета есть, желание создать работу есть.Конечно не хватает художественных навыков ,но все приходит с опытом .Недавно приходили в гости знакомые и я достала все свои работы и видела их не поддельный восторг -это и было ответом нужно заниматься этим или нет.От текстильных работ идет необыкновенное тепло ,

    ОтветитьУдалить
  2. Я - тоже довольна прагматична и люблю шить то, что пригодится в хозяйстве. Но, если рассуждать таким образом можно договориться до чего угодно - зачем картины вышивать (художник же лучше нарисует) и прочее, опять же красивые нитки жалко))))
    Нашу жизнь украшают не только одеяла на диванах, но и панно на стенах и порой они украшают лучше, чем некоторые картины)))))))))))) А что нужно делать? Лежать на диване с планшетом? Так точно никаких тканей не испортишь! Срочно всем лоскутницам подрезать творческие крылья и засадить за шитье полезных одеял и чтобы они ни-ни не тянулись к прекрасному))))
    Давайте делать, что душа просит и жить в гармонии с собой!!!
    Просто на автора накатила тоска, когда думается:а зачем я это делаю и кому это надо? Но такое настроение проходит, надо подождать!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Шить панно просто необходимо, если к этому стремится естество. Они очень уютные. Если шить только утилитарно, функционально, на продажу, то это вряд ли будет радовать душу. Мы приходим в этот мир для реализации своих талантов. Как часто мы их не успеваем открыть до конца жизни. Это такое счастье, когда ты делаешь то, что любишь и умеешь. Кто-то печет хлеб, кто-то покоряет Космос, а кто-то шьет панно, И счастлив этим. Разве это грех, получать удовольствия от возможности творить? Очень много работ великих художников при жизни не понимали и не принимали. Но от этого они не стали хуже. Кто знает, может со временем панно, которое не покупалось, станет эталоном, образцом для подражания....
    Да, к слову, мне очень часто хочется потрогать картины Шишкина и Айвазовского в нашем музее,даже смотрительницы делали замечания за то, что очень близко подхожу.

    ОтветитьУдалить
  4. помните как в песне:
    - вы думаете это будет носится?
    - я думаю это следует шить!
    таки статьи делаются для "встряхивания" читателей.
    не "лоскутники" с претензией на всемирное признание.
    но лоскутное шитье это признаный вид декоративно-прикладного искусства.
    и я горжусь тем,что моя практически классическая работа получила диплом на Всеукраинской триенале текстиля. это придает сил и стимула для дальнейшей работы в этой технике

    ОтветитьУдалить
  5. А я вообще не хочу на продажу шить.Не хочу превращаться в ширпотреб.Хочу создавать эксклюзив!!!!И дарить-дарить !!!))))Написанное красками не вызывает такого восхищения-что то же можно сделать из лоскутов.Ведь и живопись не вызывает однозначных ощущений.Всё равно каждый человек по своему ощущает и восхищается разному.Кого-то нервирует арт и сюр.А кто-то умиляется лубочным картинкам.Так и в лоскутной живописи.Той девушке не понять почему люди любуются и ищут разгадку в "Квадрате"Малевича!

    ОтветитьУдалить
  6. Лена, если душа просит - надо шить (творить). Просто квилту надо найти своего "хозяина" и свою "стенку" в спальне или в Доме культуры - это уже неважно.

    ОтветитьУдалить
  7. Лена! Подписываюсь под каждым Вашим словом! Я тоже часто задумываюсь над тем, почему мы шьем? Да просто потому, что не можем не шить! И не важно, что чаще всего в сундук...Мы шьем, потому что душа просит, потому что творчество оно если есть в человеке, всегда найдет себе выход, а лоскутное шитье, это одно из самых творческих направлений в прикладном искусстве! Спасибо за такой важный пост!

    ОтветитьУдалить
  8. Шить,творить и никого не слушать!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Лен, с кем мы спорим? те, кто сейчас это у тебя читают, давно уже свой выбор сделали - все, кажется, в пользу лоскутного шитья. Дама, которая десять лет пытается понять, что есть лоскутное шитье, тоже свой выбор сделала и вряд ли твое мнение прочтет. (Кстати, насчет засилья коровок и кошечек на лоскутных выставках с ней трудно поспорить - таки да, завалено все и все считается высоким искусством, котики в пэчворке, как котики в инете, автоматически являются залогом успеха) Вопрос "зачем резать дорогие ткани" не примитивен и требует большой внутренней работы. Если человек за 10 лет пришел к выводу, что это не нужно, так ей и не нужно. Мы все тут шьем, потому что иначе не можем, и это тоже наш выбор. Убеждать никого ни в чем не надо.

    ПС. Я надеялась, что всякая там подписка на записи в блоггере будет держать меня в курсе событий. Ни фига. На эту твою запись опять случайно наткнулась. Ну почему, почему ты свои обновления не афишируешь?

    ОтветитьУдалить
  10. нашла оригинал. Похоже, автор писала под большим впечатлением от посещенной ею выставки. Возможно, с точки зрения этой выставки, она и права. Что-то мне тоже не очень нравятся последние тенденции в американском пэчворке.Т.е. квилтинге.

    ОтветитьУдалить